Суть любого собеседования- это знакомство. На этом этапе важно познакомиться с кандидатом, выявить, соответствует ли он ценностям компании и портрету, который вы обозначили для себя. Познакомить кандидата с компанией, ответить на его вопросы, продать компанию и дать четкое понимание будущего сотрудника в компании .
Начнем сначала. Знакомство с кандидатом. Самое основное - определить для себя основные критерии будущего сотрудника. Сейчас вам важно понять, кто конкретно вам нужен на данную позицию (смотрим статью “Портрет кандидата”):
Мужчина или женщина
Сотрудник с опытом или кандидат готовый обучаться
Возраст сотрудника
Следующим этапом будет определение наличия нужных вам компетенций для кандидата. В качестве примера, давайте рассмотрим позицию кассира-администратора. В функционал входит общение с гостями, значит основной компетенцией для нас будет КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Сотрудник на этой должности должен быть внимательным, а значит и ОТВЕТСТВЕННЫМ. Если мы рассматриваем кандидата без опыа работы, то понимаем, что введение в должность не должно занимать много времени, значит кандидат должен быть ОБУЧАЕМ. И на последок, одна из ценностей компании- команда, значит наш будущий сотрудник должен быть КОМАНДНЫМ игроком.
Для выявления каждой вышеописанной компетенции существуют базовые вопросы и социально-положительные ответы для них.
Коммуникабельность
Вопрос:
Расскажите о себе?
Ответ:
Рассказ о себе должен быть активным, без заминок и стеснений. Кандидат должен четко и структурировано рассказать вам о том, что считает важным.
Вопрос:
Вы общительный человек? Приведите примеры, почему да\нет?
Ответ:
Положительным ответом будут примеры ведения смолл-ток бесед. Общение с собачниками во дворе. Интересные беседы с таксистами.
Ответственность
Вопрос:
Приведите пример ситуации, в которой вы взяли на себя ответственность за какой-либо результат?
Ответ:
Положительным ответом будет являться пример, приведенный с прошлых мест работы, или учебных заведений.
Вопрос:
Что заставляет людей нарушать обещания?
Ответ:
Важно послушать, какие аргументы за и против будет приводить кандидат. Хорошим сигналом будет, если кандидат сможет приводить аналитические примеры того, как одно решение может повлиять на конечный результат.
Вопрос:
Приведите пример взятия ответственности в рамках обсуждаемой вакансии?
Ответ:
Подмена коллеги в случае болезни или форс мажора.
Взятие инициативы в решении конфликта
и т.д.
Обучаемость
Вопрос:
Когда вы в последний раз обучались чему-то новому с нуля?
Ответ:
“Что-то” новое может быть чем угодно. Новый рецепт, плетение бисера, получение прав. Все это указывает на обучаемость человека
Вопрос:
Как думаете, сколько времени вам понадобиться на изучение новой вакансии и старта работы?
Ответ:
Если кандидат говорит реальными сроками 3-10 дней, значит он уверен в своей сообразительности и обучаемости. Если в рамках несложного функционала сроки исчисляются неделями или месяцами - кандидат не наш.
Командность
Вопрос:
Опишите, каким должен быть коллектив в котором вам комфортно?
Ответ:
Описание кандидата должно совпадать с вашим видением команды. Должны прослеживаться одинаковые ценности.
Вопрос:
Приведите пример результата, который вы достигли работая в команде?
Ответ:
Пример может быть как с прошлого места работы, так и с учебы.
Как продать вакансию кандидату?
Пока соискатель старается понравиться вам, вы должны делать все возможное, чтоб понравиться ему. Мы находимся на рынке труда, а значит, кандидату всегда есть из чего выбирать.
Для более привлекательной картинки на рынке труда вы должны знать свои УТП (Уникальное торговое предложение). УТП это то, что вы можете предложить рынку соискателей на данный момент, а ваши конкуренты не могут. Например:
Официальное трудоустройство
Обучение с “нуля”
Корпоративная культура (мероприятия, корпоративы)
Комфортное расположение рабочего места
Финансовая поддержка на старте ( подъемные)
Различные плюшки (спорт, психолог, бонусы и подарки)
Карьерный рост
Финансовое и личностное развитие
Продажа вашей вакансии кандидату так же, зависит от его типа мотивации ( разбирали ранее). Для того, чтоб точно знать, какие аргументы лучше использовать для того или иного кандидата, нам важно понять, чем он руководствуется выбирая работу.
Ну и основное УТП с помощью которого вы можете продать кандидату вакансию - ЭТО ВЫ!
Ваше общение, речь, улыбка, жесты, все это создает первое впечатление кандидата о компании. Вы и есть главная визитная карточка своего бизнеса. Не забываете о грамотном устном и письменном общении с кандидатом, о радостном приветствии на первой очной встрече.
Создайте так называемый “мостик” в вашем общении сделав кандидату комплимент, например “какие красивые серьги! поделись ссылкой!” или “ крутые кроссовки! подскажи, где брал?”. Такие мостики добавят легкости в ваш диалог и встреча пройдет более комфортно. В конце обязательно поблагодарите соискателя за уделенное время и приятную беседу. И ОБЯЗАТЕЛЬНО четко обозначьте дедлайны по даче обратной связи!